В наше время большая часть людей сталкивается с проявлениями кариеса зубов у себя в полости рта, однако, откладывают профессиональное лечение зубов у стоматологов.
В результате этого кариес очень агрессивно распространяется внутри зуба, что затрудняет его восстановление или сохранение зуба в целом.
Следует помнить, что на ранних и средних стадиях кариеса его можно победить меньшими затратами сил и средств, а профилактика – в целом может избавить Вас от длительного или дорогого лечения зубов.
Профилактика кариеса зубов и защита зубов

Содержание статьи:
1. Причины появления кариеса зубов
2. Основные правила профилактики кариеса
3. Рациональное питание и его роль
4. Рекомендации стоматолога

Причины появления кариеса зубов

Некорректный или неправильный уход за зубами может приводить к появлению и развитию такой патологии как кариес зубов.
Нередко кариес начинается абсолютно незаметно: с появления белого или коричневого пятна на поверхности зуба, чаще всего в местах скопления налета.
Зуб в этом месте может начать реагировать на горячую, холодную или сладкую пищу. Со временем пятно становится глубже – кариес проходит через эмаль в дентин, формируя кариозную полость (т.н. «дырку в зубе»).
На последних стадиях кариозная полость может быть столь глубока, что боль может быть даже самопроизвольной – сигнал опасности.
В этой связи, важно понять, что включает в себя понятие профилактики кариеса зубов и определить причины его появления.
Причины появления кариеса:
1. Малая прочность эмали зубов с рождения
2. Нарушение обмена минеральных веществ из-за диет, нерационального питания
3. Дефицит места для зубов или их «скученность», затрудняющую самоочистку
4. Нерегулярная или неэффективная чистка зубов
5. Слабая гигиена при брекетах.
Основные причины кариеса схема

Кариес пациент может обнаружить и сам – при зрительном осмотре или по анализу болевых ощущений в зубах. Тем не менее, стоматологи в Днепре рекомендуют проходить регулярную процедуру чистки зубов с внимательным осмотром последних после чистки на предмет наличия кариеса в скрытых от глаза участках.

Основные правила профилактики кариеса зубов

Регулярное удаление мягкого налета с зубов есть главный шаг в противодействии кариесу.
Профессиональная чистка зубов у стоматолога два или три раза в год полностью решает проблему мягкого налета на зубах. Есть ряд дополнительных рекомендаций стоматологов, которые еще больше снижают риск кариеса зубов:
1. Рациональное питание. Употребление богатой микроэлементами и витаминами пищи, а также богатство рациона питания твердой пищей (яблоки, морковка) улучшают любую гигиену.
2. Правильная ежедневная чистка зубов. Чистить зубы дома следует не менее 2 раз в день, причем эффективной зубной пастой и качественной щеткой. В этом случае эффект будет максимальным.
3. Аксессуары. Зубная нить или ершики для зубов отлично удаляют бактерий из труднодоступных мест, где кариес берет свое начало. Ополаскиватели для рта менее эффективны здесь, но лучше, чем без них.
4. Термоциклы в питании. Лучше избегать чередования очень горячих продуктов с холодными – трещины эмали могут появиться в подобных случаях в зубах.
Основные способы профилактики кариеса в одном алгоритме
В целом наша стоматология в Днепре рекомендует уделять большое внимание пастам для чистки зубов и щеткам.
Именно они, в итоге, и обеспечивают должный уровень очистки зубов от налета. Популярные бренды Colgate, Oral-B часто вполне приемлемы.

Еще раз о питании и здоровье зубов

Употребление определенных продуктов – овощей и фруктов – может существенно улучшить уровень очистки зубов от налета.
Для эффективной защиты зубов от кариеса наша стоматология рекомендует придерживаться стандартов питания ААС (American Dental Association):
1. Контролировать объем употребления углеводов и продуктов из муки. Полный отказ от этих групп не требуется, однако есть прямая связь между количеством их и уровнем кариеса.
2. Сбалансировать рацион питания. Внимание к балансу белков, жиров и углеводов поможет укрепить эмаль зубов. Микроэлементы и минеры из молочных продуктов, рыбы, сыра и зелени будут заботиться и о Вашей эмали, и о десне.
3. Твердые продукты. Они играют важную роль в естественной очистке зубов от бактерий и налета. Используйте их возможности на полную.
4. Газированные напитки. Сладкие газированные напитки могут пагубно влиять на прочность тканей зубов. Доказана связь между количеством таких продуктов и степень повреждений зубов. Мы рекомендуем снизить количество таких напитков до минимума.
Рекомендации по питанию для защиты зубов от кариеса и его профилактики
Зубы любят внимание. Вам следует постоянно следить за реакцией своих зубов на питание, чистку, уход и в случае нестандартных реакций обратиться за консультацией стоматолога. Иногда требуется коррекция приемов чистки зубов, лучение зубов или другие процедуры.
Отдельно стоит упомянуть о столь популярном в некоторых клиниках фторировании зубов. Фтор – не полезен, это лекарство. Его применение должно быть регламентировано и подкреплено показаниями, к примеру, множественный кариес зубов и ряд других заболеваний. По нашему мнению, бездумное использования фтористых соединений может в итоге ослабить или повредить эмаль зубов, лишив ее прочности и собственной стойкости к кислотам из-за замены кальций гидроксиапатитов на фтор.

Что еще говорят о причинах и последствиях плохого ухода за деснами?

Борьба за здоровые зубы – это процесс, процесс сохранения Вашей улыбки на долгие годы!

Климов Владислав
Викторович

Стоматолог

Любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Этот же тезис справедлив и в части профилактики кариеса зубов. На сегодняшний день нет лучших методов профиалктики кариеса, чем профессиональная чистка зубов, а также сбалансированное питание и здоровый образ жизни. Однако появление кариеса на зубах не повод расстраиваться, это повод получить консультацию стоматолога в Днепре, а если нужно и лечение поврежденных зубов. При здравом подходе к лечению зубов можно на долгие годы сохранить естественную приятную улыбку и до глубокой старости использовать собственные зубы.